КОЛОРИТ
Казахстан – крупнейшее государство в Центральной Азии, численность населения которого приближается к 20 миллионам человек, и второе по размерам территории государство постсоветского пространства. Столица – Астана, а самый большой город – Алма-Ата с населением более двух миллионов человек. Интересно, что плотность населения в Казахстане одна из самых низких в мире – меньше семи человек на квадратный километр. Рельеф страны и ее природа сложны и многообразны, а мегаполисы, фотографии которых напоминают кадры из фильмов про будущее, соседствуют с молчаливыми горами и завораживающими степями, в которых кажется, будто время остановилось.
Примерно 10 % территории Казахстана – высокогорья, остальная часть – равнины, горные плато и возвышенности. Пять процентов покрыто лесами, большая часть страны – это пустыни и полупустыни (почти 60 %). Республика граничит в том числе и с Россией, и даже свой Алтай у Казахстана имеется: в восточной части Алтайского района располагаются разделенные озером Зайсан горы Алтай и Тарбагатай. На юго-восточной границе с Кыргызстаном и Китаем тянутся северные отроги Тянь-Шаня. Здесь возвышается и пик Хан-Тенгри – самая высокая точка Казахстана (6995 м). Внутри территорию Казахстана омывают так называемые моря-озера: Каспийское и Аральское, да и в целом страна, как ни странно, богата на озера – их число достигает почти 40 тысяч.
Одна из изюминок Казахстана и его популярное экскурсионное направление как у местных жителей, так и у туристов – это, конечно, горы. Здесь хорошо и просто гулять – есть отличные пешие маршруты, и заниматься спортом: полтора десятка горнолыжных курортов привлекают и местных жителей, и гостей. Самый популярный курорт – расположенный рядом с Алма-Атой Шымбулак, может похвастаться большим разнообразием трасс (в том числе сертифицированных международной федерацией), отличной инфраструктурой и соседством со знаменитым высокогорным катком «Медео». Вместе с пешими и автоэкскурсиями популярность набирают и конные прогулки.
Комплекс для прыжков на лыжах с трамплина «Сункар» (Алма-Ата) был построен к зимним Азиатским играм 2011 года. В 2022 году здесь прошел этап Кубка мира Евразийской лиги по конкуру
Конный туризм в Казахстане находится в стадии развития. Раньше конные маршруты были только в Восточном Казахстане – многодневные, с ночевками, аналогичные российским конным походам по Алтаю. В остальных же местах популярностью пользовались выезды на 2–3 часа, а среди клиентов больше половины были новичками. Однако сейчас картина постепенно меняется. Один из энтузиастов конного туризма Казахстана Абдулмуслим Ясаев планирует весной первым начать проводить конные походы с 1–2 ночевками неподалеку от Алма-Аты. Создавая свою базу, он опирался на опыт коллег из Карачаево‑Черкесии, где не раз бывал, и своих туристов сажает на карачаевских лошадей, привезенных с Кавказа с расчетом на их надежность, проходимость в горной местности и психологическую устойчивость.
В большинстве других конных баз используют местных лошадей. Стоит отметить, что интерес в целом к конным маршрутам растет, и многие конюшни, которые раньше предлагали лишь занятия на плацу или в манеже, теперь приглашают своих гостей на конные прогулки на природу. Меняется и философия в отношении того, каких коней использовать: раньше большинство верховых лошадей были жеребцами, в том числе и потому, что, как считается, для некоторых популярных в Казахстане традиционных конных игр (например, кокпар) мерины непригодны – в них нет боевого духа. Сейчас и эта статистика начинает меняться: приходит понимание того, что мерины часто дают очень важное – безопасность, которая в туризме является одним из основополагающих факторов.
СПОРТ
История Казахстана неразрывно связана с лошадьми, они на протяжении многих веков были необходимой частью повседневности местных жителей. В ХХ веке стали зарождаться и крепнуть традиции конного спорта. В 1956 году была создана первая конноспортивная школа, и с этого времени конники Казахстана стали принимать участие во всех чемпионатах СССР, попадая в призы – Анатолий Тишков в конкуре, Анатолий Танков в выездке. После распада СССР всадники из Казахстана отнюдь не оказались на обочине конноспортивной истории – регулярно становились призерами различных международных стартов: чемпионатов Азии, чемпионате Восточно-азиатских стран в Пекине, этапах Кубка мира. В 2011 году конный спорт был включен в программу III Спартакиады Казахстана. Команда Казахстана регулярно принимает участие в Азиатских играх, а в 2014 году всадники из этой страны участвовали во Всемирных конных играх в Нормандии. В выездке страну тогда представлял Сергей Буйкевич на Исповеднике. Нынешний генеральный секретарь Евразийской ассоциации конного спорта долгое время занимал аналогичную должность в национальной конноспортивной федерации Казахстана, а кроме того возглавлял III региональную группу FEI.
В базе Международной Федерации конного спорта состоит 203 казахстанских спортсмена (правда, только пять из них имеют актуальную регистрацию на 2023 год). В стране строятся современные конноспортивные комплексы – в основном, частные, и в целом интерес к конному спорту, особенно к любительскому, растет. К слову, сборная Казахстана по конкуру самая молодая в Евразийской лиге.
Конкурная пара из Казахстана Аян ГАНИ и ЭЛАН БЛЮ Z на турнире в Maxima Park
В ноябре 2021 года пост президента Федерации конного спорта Казахстана занял Ануар Малик. Большинство из его амбициозных планов на предстоящий год удалось исполнить. Один из них – проведение этапа Кубка мира Евразийской лиги по конкуру не на территории ипподрома, как это обычно бывало, а в живописном международном комплексе лыжных трамплинов «Сункар» с необычной и эффектной посадкой зрителей – как в древнем амфитеатре. Это был большой риск со стороны Федерации, ведь всю инфраструктуру пришлось строить с нуля: денники, разминочное поле, адаптировать травяное покрытие на боевом поле. Однако риск оправдался: событие получилось красочным, зрителей собралось много. «До последнего времени люди просто не знали, что есть такой спорт, как конкур, что можно прийти посмотреть соревнования. Но мы делаем все, чтобы популяризировать конный спорт, рассказывать о нем и привлекать зрителей на трибуны, – поделился в своем интервью нашему журналу Ануар Малик. – У нас есть всадники, которые способны конкурировать в Азии и России, мы выжимаем максимальный результат. Для того чтобы развиваться дальше, нашей федерации нужно поменять некоторые моменты извне – инфраструктуру, финансирование. Нам нужна база, на которой можно было бы закрепить национальную сборную, открыть школу, проводить соревнования и организовывать трансляции. Важно обратить внимание различных организаций, Министерства культуры и спорта на конный спорт сейчас, чтобы не потерять то, что мы имеем. Иначе наверстывать придется десятилетиями».
НАСЛЕДИЕ
Неотъемлемая часть истории Казахстана – Казахская степь. Она – часть природы и культуры этих мест, часть Великой степи, проходящей вдоль всей Евразии. Здесь возникали и терпели крах империи, по ней проходили сотни кочевых племен. О чем думает конник, когда видит бескрайнюю гладкую степь, уходящую в небо? Конечно о том, как было бы здорово поскакать здесь на лошади, и окажется прав: кони и степи связаны неразрывно.
В прошлые века кочевой образ жизни обязывал казахов уже с самого юного возраста быть отличными всадниками, традиционные конные игры и скачки были направлены на развитие силы, ловкости и выносливости как лошадей, так и людей. Конные игры и по сей день обязательно входят в программу всех крупных праздничных мероприятий в Казахстане. В скачках «аламан байге» участвуют всадники на взрослых лошадях местных пород, преодолевая по пересеченной местности дистанции от 30 до 100 км. Сейчас предпочтение отдается более простому варианту – байге на более короткую дистанцию – чаще всего это 21 и 31 км. Такие скачки проводятся и в официальном порядке на ипподромах, и в поселках и аулах по праздникам. Все эти скачки популярны и сейчас, и есть даже народная присказка о народной любви к ним: «Байга – это единственное мероприятие, куда настоящий казах никогда не опоздает, чтобы не пропустить все самое интересное».
В городах Казахстана тоже много лошадей – уже в виде памятников, причем есть и такие, где даже нет всадника – а только лишь конь. В 2010 году у трассы «Астана – Кокшетау» был установлен огромный монумент легендарному Кулагеру – хрестоматийному коню из казахского народного эпоса. Подал идею установки этого памятника Садыбек Тугел – общественный деятель, писатель, журналист и тренер по конному спорту. В одном из интервью он говорил: «Это не памятник одной лошади. Во‑первых, Кулагер – это сокровище, гордость всей нации… На протяжении веков лошади, кони были честью и верной опорой джигита, помощниками и друзьями казахов, это умное и гордое животное наши предки возвеличивали, дав ему легендарное имя Казанат. Мы перед Казанатом в неоплатном долгу. Во‑вторых, это не просто монумент Кулагеру, это – памятник символу Великой Степи. Величию, мощи, свободе и независимости Великой Степи, золотой истории нации, ее святым ценностям».
Чтобы как следует проникнуться культурой кочевников и современными тенденциями Казахстана, обязательно стоит посетить огромный (самый большой в Центральной Азии) Национальный музей Республики Казахстан, расположенный на главной столичной площади – площади Независимости. Экспозиция занимает больше 14 000 квадратных метров и знакомит посетителей с древнейшей и средневековой историей Казахстана, имеет залы этнографии и современного искусства. Музей идеально отражает суть страны, о которой повествует: с древностью и историей гости знакомятся с помощью самых современных выставочных технологий – это и медиапол, состоящий из более 800 экранов, и голограмма, и LED-экраны, и информационные киоски.
Центральный зал Национального музея Республики Казахстан (Астана)
Ипподромная история
Алена Акимова – к. с‑х. н., эксперт по чистокровному коннозаводству, начальник производственного отдела Пятигорского ипподрома:
В годы советской власти, несмотря на довольно сложные климатические условия, Казахстан был одним из центров коневодства. При том – не только продуктивного, но и племенного. В республике существовало 12 конных заводов и 35 племенных ферм, занимавшихся разведением рысистых и верховых лошадей, в том числе – чистокровных верховых. К 1980‑м годам в регионе существовало четыре ипподрома: Алма-Атинский, Петропавловский, Актюбинский и Чимкентский. При этом все ипподромы работали по типу комбинированных: проводили и скачки, и бега.
На сегодняшний день ситуация в стране, конечно же, изменилась. В Казахстане существует 10 скаковых ипподромов, но только на Алма-Атинском и ипподроме «Казанат» в Астане регулярно проходят гладкие скачки. Остальные проводят байгу, либо работают от случая к случаю.
Чаще всего в настоящее время байга (скачка по пересеченной местности) проводится на дистанцию 21 и 31 км. В качестве всадников, как правило, выступают подростки
Тем не менее, из всех стран азиатской части бывшего СССР именно Казахстан обладает наиболее развитым чистокровным коннозаводством. Страна имеет свой Жокей-клуб и публикует собственную племенную книгу. В Казахстан ежегодно приобретаются отличные скаковые лошади из стран Европы и США, а казахстанские коневладельцы начали выступать со своими лошадьми за рубежом.
Советское наследие также продолжает существовать: Луговской – родной конный завод легендарного Абсента – по-прежнему выращивает лошадей чистокровной верховой и ахалтекинской пород (хотя, по мнению некоторых специалистов по породе, делает это довольно посредственно). Их лошади скачут на Алма-Атинском ипподроме, а до пандемии небольшую группу ахалтекинцев привозили на скачки в Пятигорск.
Ахалтекинское коннозаводство в стране имеет не только богатое прошлое, но и вполне уверенное в себе настоящее: кроме Луговского завода, здесь работают такие хозяйства как к/з «Карат», «Алтынтай МиД», «Сакская конюшня», племенная ферма «Биши», к/з Dakor и совсем еще молодое хозяйство в городе Тараз.
Казахстан – та страна, в которой будет чем заняться и полюбоваться в любой сезон, однако можно подгадать свой приезд под знаменитое весеннее цветение степей или отправиться зимой покорять горнолыжные склоны. Благо, прямые рейсы до Алма-Аты из Москвы в наличии, и туда-обратно вне сезона можно слетать примерно за двадцать тысяч рублей.