Штатная единица

Штатная единица

Автор: Анатолий КАМЕНСКИЙ
Номер журнала: GM №6(163)2016

Спорим, вы не знаете, чем на самом деле отличается конь от лошади. Нет, речь здесь идет отнюдь не о половой принадлежности. Дело в том, что если термином «лошадь» обозначается просто животное, то «конь» – это уже боевая единица. И, несмотря на то, что со временем в армейской терминологии конная тема осталась лишь как экзотический рудимент богатого кавалерийского прошлого, лошади в нашей стране и сегодня продолжают нести службу. Причем не только в армии.
Количество лошадей, жизнь которых в XXI веке «проходит по уставу», в нашей стране составляет свыше 1 тыс. голов. Служебные лошади сегодня числятся в таких структурах, как МВД, Минобороны, ФСО, ФСБ и МЧС России. Содержание, кормление, тренинг и ветеринарное обслуживание этих животных осуществляется за счет бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков. Что же это за лошади? Для чего они нужны? Как и где они применяются и как регламентируется их использование? Давайте разбираться.
 
На страже порядка
 
«Ты – всадник, ты – над толпой» – в этой фразе нет ни капли высокомерия, когда речь идет о конных полицейских. Наоборот, вполне здравый подход: у всадника на лошади среди толпы, например, футбольных фанатов, обзор гораздо лучше, чем у пешего. Кстати, отчасти по этой же причине на службу в полицию не принимаются лошади ниже 163 см в холке. 
 
Конная полиция есть во многих российских городах: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Перми, Кемерово, Красноярске, Новосибирске и других. Самым же крупным не только в России, но и в Европе подразделением органов правопорядка, применяющим лошадей, является 1-й оперативный полк полиции ГУ МВД России по городу Москве. В его составе находится 250 лошадей. 80 из них содержатся на центральной базе недалеко от метро Аэропорт, остальные рассредоточены по конюшням города. Конная полиция – сугубо городское явление, в ее задачи входит охрана общественного порядка и обеспечение безопасности в зонах массового отдыха, лесопарках и местах проведения массовых мероприятий. 
 
На службу в московскую конную полицию принимаются лошади преимущественно орловской, русской рысистой, буденновской и русской верховой пород. Животные приобретаются в хозяйствах в возрасте 3-4-х лет, отбор производится ремонтной комиссией, которая оценивает потенциальных новобранцев по здоровью, экстерьеру и темпераменту. Масти допускаются только основные: серая, вороная, рыжая и гнедая. Кобылы от «призыва» освобождаются. Лошадь служит в полиции до достижения 15-летнего возраста, после чего выбраковывается – реализуется по остаточной стоимости по договорной цене. Причиной досрочного «увольнения» может стать заболевание сердечнососудистой системы или хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, агрессивность или тяжелые травмы.
 
Подготовку служебных лошадей осуществляет ремонтная группа. Ремонт, или подъездка, лошадей производится в течение 12-18 месяцев по программе подготовки молодой кавалерийской лошади, в соответствии с «Наставлением о выездке строевой кавалерийской лошади», утвержденной в системе МВД России. По окончании обучения специальная комиссия оценивает степень подготовки молодых животных и пригодности их к использованию в городских условиях, а также присваивает каждой лошади определенную категорию: патрульная, специальная или спортивная.
 
Надо заметить, что, помимо традиционной заездки под седло и стандартного тренинга, полицейские лошади проходят дополнительное обучение действиям по разгону толпы, что весьма непросто, потому что лошади в принципе несвойственна агрессия против человека. Также животные приучаются к воздействию различных стресс-факторов, например, к взрывам петард, горению «фаеров» или размахиванию флагами. Кроме того, в подготовке полицейских лошадей существует такое понятие, как «служебная выездка». Так вот, к основным элементам служебной выездки лошадей, используемых для пресечения противоправных действий, относятся: испанский шаг, пиаффе, ритмовка (движение манежным галопом в 1-2 темпа с последующей остановкой), диагональные движения лошади -ранверс, траверс, транверсале, разворот на передних ногах, пируэт/полупируэт, осаживание и завал. Но и это еще не все – особенно талант­ливые лошади обучаются некоторым прыжковым элементам высшей школы, таким как, лансада, баллотада, крупада, каприоль и курбет, а также сложным стойкакм - левада и пезада. Впечатляет, не правда ли! Однако, если бы кавалеристы-берейторы из ремонтной команды действительно занимались со служебными лошадьми такими «фигурами высшего пилотажа» (а ведь все это прописано в Наставлении по служебному коневодству), то, пожалуй, их принимали бы в Испанскую школу верховой езды без экзаменов.
 
Впрочем, даже без таких сложных навыков наряды конной полиции успешно выполняют свои задачи: разгоняют толпы дерущихся фанатов на футбольных матчах, патрулируют парки, проводят задержания правонарушителей и даже участвуют в шоу на конных выставках или соревнованиях.
 
Кремлевские драгуны
 
С апреля по октябрь каждую субботу ровно в полдень многочисленная толпа туристов, решивших посетить московский Кремль, имеет возможность наблюдать по-настоящему красочное действо – Церемониальный развод конных и пеших караулов Кремлевского полка. История современных кремлевских кавалеристов хорошо известна, особенно среди конников. В 1962 году специально для съемок киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир» был создан 11-й отдельный кавалерийский полк. Это подразделение было поистине уникальным, потому что его главной «боевой задачей» были съемки в фильмах в качестве высококвалифицированной конной массовки. Кроме «Войны и мира», кавалеристы помогли создать такие шедевры отечественного кино, как «О бедном гусаре замолвите слово», «Бег», «Белое солнце пустыни» и многие другие. 
 
В полку насчитывалось 1240 голов лошадей, а занимались ими солдаты-срочники. Завидная служба по призыву, не правда ли!
 
В 90-х годах на фоне общей ситуации в стране, как для Вооруженных сил, так и для Мосфильма, который, собственно, и перечислял средства на содержание полка, это подразделение превратилось в «непозволительную роскошь». Вначале личный и конный составы уменьшили в 10 раз, а вскоре и вовсе появилась реальная угроза расформирования полка. Однако спасительное решение все же нашлось – на базе подразделения был создан Кавалерийский почетный эскорт, который 2 сентября 2002 года Указом Президента РФ включили в состав Президентского полка. Теперь высший государственный церемониал наполнился давно забытым кавалерийским колоритом. С 2004 года Президентский полк, включая и Кавалерийский почетный эскорт, организационно вошел в службу коменданта Московского Кремля при Федеральной службе охраны. 
 
Штатная численность подраз­деления составляет 108 лошадей, большая часть из которых содержится, а также проходит тренинг на подмосковной базе – на территории воинской части ФСО в Алабино. Требования к лошадям здесь чрезвычайно высокие, они должны принадлежать к русской верховой, тракененской или ганноверской породе, масти допускаются лишь темные –  вороная, гнедая, караковая при росте 162-165 см в холке. Все они должны обладать устойчивой психикой и спокойным темпераментом.
 
На сегодняшний день кавалеристы-кремлевцы принимают участие не только в разводах караулов. Всадники Кавалерийского почетного эскорта неоднократно проходили маршем на Параде Победы 9 мая, участвовали в традиционном фестивале военных оркестров «Спасская башня» и регулярно выезжали на Московский ипподром в день розыгрыша Приза Президента. Кроме того, они регулярно приглашаются за рубеж, например, для представления нашей страны на ежегодном Виндзорском шоу в Великобритании или на церемонии открытия конного фестиваля в Аахене. Конно-представительские функции подраз­деления, разумеется, недешевы. Но, несмотря на то, что стоимость обмундирования, снаряжения и парадного вооружения одного кавалериста исчисляется без малого полумиллионом рублей, национальный престиж, красота и воинские традиции стоят неизмеримо дороже.
 
Никто, кроме нас!
 
Статья 283 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет за разглашение сведений, содержащих государственную тайну. Это имеет некоторое отношение и к лошадям. Дело в том, что, несмотря на давно вошедший в свои права ХХI век и бурное развитие нано- и прочих технологий, в Вооруженных силах нашей страны, а также в Пограничной службе при ФСБ эти четвероногие по-прежнему в ходу. Ведь, по причине того, что рубежи России пролегают через горы Кавказа и Алтая, непарнокопытные «солдаты» так и будут регулярно «призываться» на службу. Однако сведения о местах дислокации и поголовье этих строевых лошадей надежно защищены грифом «Секретно», поэтому подробно рассказать о них не получится… Но кое-что нам все-таки удалось узнать.
Начнем с Вооруженных сил. 
 
В лексиконе современных конников некогда весьма распространенный термин «вьючная лошадь» уже давно превратился в анахронизм. Логично, ведь научно-технический прогресс взамен животных предоставил в пользование человечеству другие транспортные средства повышенной проходимости – вертолеты, квадроциклы, снегоходы, бронетранспортеры и т.д. Но представьте, что стоит задача доставить, ну, скажем, миномет с комплектом боеприпасов общим весом в 110 кг на высоту 3700 м. И путь пролегает через горнолесную местность, а по дороге нужно преодолеть несколько горных речек и железнодорожную колею, погода – густой туман, гроза или сильный порывистый ветер. Вертолет в таких условиях не полетит. Как быть? Вот тут-то как нельзя кстати будет та самая вьючная лошадь, которая преодолеет таежный лес, любые естественные преграды и заберется почти на любую высоту по горным тропам. И подразделения с подобными «бойцами» существуют. Например, 34-я отдельная мотострелковая горная бригада, дислоцирующаяся в Карачаево-Черкесской Республике, была сформирована 10 лет назад. Сегодня это одно из самых современных армейских подразделений России. Кроме того, что здесь созданы практически идеальные условия службы (спортзал, отличное питание в столовой, кубрики по 4 человека, бильярд, настольный теннис, скалодром), в составе этой бригады несет службу единственный в российской армии вьючно-транспортный взвод.  В штате подразделения более 80 служебных лошадей карачаевской и монгольской пород. Штатные должности военнослужащих, непосредственно связанных с лошадьми, в этом взводе звучат весьма экзотично: вьюковожатый, старший вьюковожатый, вьюковожатый-пулеметчик и вьюковожатый-кузнец.
 
Диапазон применения четвероногих «солдат» могут проиллюстрировать несколько сухих, но красноречивых строк из Устава: «Вьючные лошади применяются при выполнении служебно-боевых задач на труднодоступных участках местности и перевозки грузов на участках, где ограничено или невозможно применение других видов транспорта... Вьючная лошадь поднимает на вьюках груз весом 90-100 кг, ее нормальный суточный переход 25-30 км. Многое зависит от выносливости животных, степени обученности, высоты местности над уровнем моря, крутизны подъемов, спусков и времени года. В среднем при неблагоприятных условиях, а также на высоте свыше 3000 м над уровнем моря все показатели могут уменьшиться в 1,5 раза. Максимальная высота горных районов, где могут использоваться вьючные подраз­деления – 4500-5000 м».
 
Есть в составе Вооруженных сил России и еще одно подраз­деление, где применяются лошади, правда, пока только в учебных целях. И как вы думаете, в каких войсках?.. В воздушно-десантных! 
 
Два года назад на территории учебного центра Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища был открыт конноспортивный комплекс с инфраструктурой, полностью отвечающей современным требованиям. В настоящее время здесь содержатся около 60 лошадей, преимущественно хакасской породной группы, на которых курсанты проходят курс верховой езды. Настоящий десантник должен уметь не только прыгать с парашютом и владеть приемами рукопашного боя, но и в принципе – воевать в любых условиях. В том числе и верхом на лошади, а почему бы и нет?
 
Идем дальше. Охрана государственной границы Российской Федерации, как известно, находится в ведении Федеральной службы безопасности. Погранзаставы на Северном Кавказе, в Приморье и на Алтае расположены порой в таких труднодоступных местах, что перемещаться там возможно либо пешком, либо на лошади. Ясно, что второй вариант в деле патрулирования и задержания нарушителей границы гораздо эффективнее. Для такой службы используются лошади буденновской, карачаевской и местных пород. Понятно, что ни о дислокации, ни о численности конного поголовья ФСБ мы не можем рассказывать со страниц журнала. Пожалуй, единственное, что можно достоверно сказать, – центр конной подготовки Федеральной пограничной службы находится в Ростове Ярославской области. Кроме того, группа курсантов Военного института ФПС России проходит обучение на уже упоминавшейся выше базе ФСО в Алабино.  
 
Первыми приходим на помощь
 
А теперь представьте ситуацию: группа туристов отправилась в горный поход. И на значительном удалении от автомобильных дорог, населенных пунктов и прочей «цивилизации» с одним из участников похода случилась беда: провалился в расщелину и не может выбраться, упал и получил тяжелую травму, сломал, к примеру, ногу, отстал от группы, потерялся в лесу – вариантов, к сожалению, может быть много. Туристы, разумеется, обращаются в МЧС, и на вызов реагируют сотрудники конного поисково-спасательного подразделения. В распоряжении этой службы при МЧС России на сегодняшний день имеются 62 лошади. Их породный состав крайне пестрый: мезенская, кабардинская, тувинская, русская рысистая, карачаевская – в зависимости от места применения. Два таких подразделения расположены в Вологодской области, где зачастую приходится искать заблудившихся в лесу туристов и грибников. Спасатели ласково называют таких пострадавших «потеряшками».  Одно из этих подразделений – Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра», который находится на берегу Онежского озера. Здесь проходит не только ежедневная служба спасателей-конников, но и периодически проводятся курсы профессиональной подготовки по работе с лошадьми.  Федеральные конные поисково-спасательные подразделения также расположены в Челябинской области, Республиках Алтай и Хакасия и в подмосковном Ногинске на территории воинской части Ногинского спасательного центра. Но наиболее мощным конным подразделением в системе МЧС России является Южный конно-кинологический спасательный центр. Его головное подразделение дислоцируется в Сочи, а штатная численность составляет 20 голов. Кроме того, в этом регионе действуют еще Геленджикский и Архызский филиалы, каждый из которых располагает пятью лошадьми. На стадии становления также находится филиал в Крыму, который базируется на территории детского центра «Артек». Подразделение в Сочи обладает развитой инфраструктурой: крытый манеж с трибунами, плац, просторная и светлая конюшня со всеми необходимыми служебными помещениями, левады для выгула. По сути, эта база представляет собой полноценный конноспортивный комплекс. Помимо основной задачи – участия в поисково-спасательных работах своего региона, здесь организован прокат лошадей, занятия с детьми, а также спортивная подготовка спасателей. И, наверное, неслучайно начальник центра Анастасия Титовец, являясь кандидатом в мастера спорта, активно выступает на соревнованиях по конкуру. В этом году спортсмены из ЮККСЦ МЧС России достойно выступили в международных стартах в зачете для любителей, проходивших в Maxima Stables.  
 
Несмотря на то, что в ряды спасателей-конников руководители подразделений стараются принимать людей, увлекающихся лошадьми или хотя бы имевших опыт работы с ними, зачастую приходится иметь дело с теми, кто обучается основам верховой езды и общения с этими животными уже в подразделении. Специального центра по конной подготовке для спасателей МЧС сегодня, к сожалению, нет. Вплоть до 2011 года эту задачу выполняли инструкторы из конного театра «Каскадер», которые на взаимовыгодной основе  обучали курсантов Академии гражданской защиты в Химках. В настоящее время перед руководством конной службы МЧС стоит важная задача организовать профессиональное обучение для спасателей-конников. Впрочем, несмотря на то, что конная служба в системе МЧС России развивается лишь в течение последних двух с небольшим лет, лошади хорошо зарекомендовали себя как надежное средство для поиска и спасения людей в условиях, не доступных даже для современной техники повышенной проходимости. 
 
Лошади казенные
 
Работа госструктур, которые используют служебных лошадей, имеет ряд особенностей, непривычных для обычного конника «в штатском». Во-первых, вся деятельность служебной конюшни проходит строго в соответствии с внутренним распорядком. Впрочем, на работе это скорее сказывается положительно. Другой важный момент – обеспечение кормами, ветеринарными препаратами и подстилочным материалом возможно только в соответствии с утвержденными нормами. Для силовых ведомств они выглядят так: 6 кг овса, 7 кг сена, 25 г соли на одну верховую или вьючную лошадь в день. Предусматриваются и некоторые надбавки. Например, за работу в местностях на высоте 1000 м и более лошади полагается 1,5 кг овса дополнительно. А в период проведения особенно тяжелых работ животные получают дополнительно – 1 кг овса, 3 кг корнеплодов, 1,5 кг отрубей, 35 г соли.  Во время подготовки к конноспортивным соревнованиям «четвероногие служащие» могут рассчитывать также на дробленую кукурузу (1 кг), травяную муку (1 кг), мелассу (0,5 кг), семя льна (50 г) и килограмм витаминно-минеральной подкормки. Если с кормами нормативы разработаны еще более-менее адекватные, то с подстилкой дела обстоят гораздо хуже – опилки для служебных лошадей вообще не предусмотрены, а соломы на одну лошадь полагается всего 1,6 кг в день!
 
Следует обратить внимание на то, что любое госучреждение имеет право приобретать товары, будь то седло, репеллент, ковочные гвозди, подковы, овес или, собственно, лошадь, только одним способом – через торги на портале госзакупок. К слову, сегодня в России действует политика так называемого импортозамещения, поэтому силовые структуры вообще не имеют права покупать товары иностранного производства. А для отечественного производителя, заинтересованного в реализации своей продукции на государственные нужды, основным рабочим инструментом становится сайт zakupki.gov.ru. И к производителям лошадей это относится далеко не в последнюю очередь! Ежегодная потребность государства в лошадях отечественных пород составляет от 100 до 250 голов. И это в какой-то степени может стать хорошим подспорьем для национального коннозаводства, остро нуждающегося в рынке сбыта. А сами лошади с честью послужат на благо страны.