Ощущение полета. Менки ног на галопе // ЗМ №7 (109) 2011

Ощущение полета. Менки ног на галопе // ЗМ №7 (109) 2011

Автор: Екатерина Штатнова

 

Понаблюдайте за лошадьми, резвящимися в леваде. Как непринужденно и легко они поднимаются в галоп, без малейших усилий меняя ногу, не теряя баланса и равновесия. Совсем другую картину можно видеть на соревнованиях по выездке, в программу которых включено это упражнение. Хотя менка ног в воздухе не более и не менее сложна, чем остальные элементы высшей школы верховой езды.

 

Английский термин, обозначающий менку – «flying changes», что в буквальном переводе значит «летящая перемена». Как же сделать так, чтобы под седлом сохранилось то самое ощущение легкости и полета, которое демонстрируют лошади на свободе? Нужно только грамотно провести подготовительную работу, и вы сможете не только научиться этому упражнению, но и научить свою лошадь правильно его выполнять, если она еще этого не умеет делать под седлом.

Разберем ноги

Подготовка лошади по программе Большого приза – это достижение, которое невозможно без сочетания базового тренинга высокого качества лошади, обладающей физическими способностями к выездке и правильным темпераментом. Практически, только три элемента программы Большого приза – пиаффе, пассаж и менки в темп, являются камнями преткновения для многих лошадей и спортсменов, оставляя их на уровне Малых езд, несмотря на прилагаемые усилия. Поэтому, начиная обучение с простой менки, нужно не забывать о том, что только планомерное и постепенное развитие может привести к идеальным 15 менкам в один темп по диагонали в программе Большого приза.

В конкуре, где лошадь тоже должна уметь менять ноги, обучение этому упражнению зачастую начинается достаточно рано. Очень часто такие менки нельзя назвать прямолинейными, плавными или расслабленными. Быстрый результат достигается за счет разбалансирования лошади для того, чтобы вынудить ее поменять ногу, что недопустимо в выездке, где спортсмен должен попросить поменять ногу именно в тот момент, когда лошадь к этому готова и находится в правильном положении.

Базовые навыки

Прежде чем приступать к менке ног в воздухе, лошадь должна полностью освоиться с так называемой «простой менкой ноги», которая осуществляется через шаг. Лошадь двигается галопом, затем переводится в шаг, и после 3-5 шагов поднимается в галоп с другой ноги. Перед переходом в шаг лошадь не должна быть напряжена и не должна сопротивляться всаднику, не допускается даже один темп рыси между галопом и шагом. Серьезной ошибкой является также упор лошади в повод при переходе в шаг. При выполнении этого упражнения важно соблюдать прямолинейность всех переходов. Если 5-6-летняя лошадь справляется с этим упражнением, это значит, что она готова к обучению переменам ноги в воздухе.

Контргалоп является хорошим упражнением для выработки у лошади баланса и проводимости, но когда контргалоп занимает слишком большую часть тренировок, он может препятствовать обучению менкам. Контргалоп включается в программы езд, начиная с начального уровня, но многие тренеры не рекомендуют слишком увлекаться этим упражнением. Если лошади уже исполнилось 7-8 лет, и она прекрасно держится на контргалопе, но пока еще не обучена менкам, то возможно у нее будут проблемы с этим упражнением.

Возвращаясь к основам

Если говорить о простой менке ноги, то главные ошибки у всадника, как правило – непонимание в какой момент нужно применить средства управления для того, чтобы лошадь поднялась в галоп после шага, и неправильное применение средств управления. Часто можно видеть, как начинающие спортсмены, пытаясь поднять лошадь в галоп с другой ноги, начинают с того, что тянут за повод в направлении менки. Нужно помнить о том, что если лошадь упирается в повод во время подъема в галоп, то это упражнение выполняется неправильно.

Подводящие упражнения

Существуют и более сложные подводящие упражнения к менке. Вот одно из них. Лошадь двигается галопом вдоль короткой стенки манежа, в углу делает вольт диаметром 10 м, затем двигается вдоль длинной стенки манежа, и не доходя до буквы В начинает принимание. Отойдя на расстояние пяти метров от длинной стенки делается остановка, и после этого лошадь поднимается в галоп с другой ноги и идет галопом параллельно стенке до ее конца, где переводится в шаг. Это же упражнение можно выполнять без вольта.

Считаем вместе

При переходе к обучению менке ног в воздухе, нужно еще раз удостовериться в том, что всадник ясно чувствует, где находятся ноги лошади в каждом из темпов галопа. Для начинающих полезно выполнять следующее упражнение: считать «раз-два-три» в каждую фазу галопа. Не важно, какая нога в данный момент находится на земле, главное – отчетливо прочувствовать все три такта галопа. Если проблемы есть уже на этом этапе, попросите тренера вам помочь, и посчитать вслух с земли, мысленно повторяя за ним, хотя в этом случае возможно запаздывание между отсчетом и положением ног лошади на земле. Вам нужно уловить, когда на земле находится диагональ (правая задняя-левая передняя или левая задняя-правая передняя), так как «включать» средства управления нужно именно в этот момент, чтобы лошадь могла сделать менку в период подвисания.

Одиночная менка

Самый распространенный способ познакомить лошадь с менками – начинать с одиночной менкой по диагонали на подходе к стенке манежа. Для выполнения менки всадник меняет постановление лошади, которое должно быть небольшим. Смена постановления включает в себя и смену действия шенкелей. Находящийся немного за подпругой пассивный шенкель сдвигается вперед к подпруге, а шенкель, лежащий до того на подпруге, отходит немного за подпругу, и активно побуждает соответствующую сторону к отталкиванию. Вместе с шенкелем сдвигается вперед и внутренне бедро. Рука должна смягчиться, но ни в коем случае не отдать повод. Такое воздействие средств управления должно осуществляться на мгновение раньше фазы подвисания, то есть на момент, когда внутренняя (до момента менки) задняя нога находится на земле. Воздействие шенкеля, поясницы и повода должны быть практически одновременными. Важно следить за тем, чтобы положение корпуса всадника не менялось, не допускаются наклоны вбок и вперед, отрывание седалища от седла.

Рекомендуется работать над менками в конце тренировки. Если делать это упражнение не в конце тренировки, то обязательно нужно после него дать лошади успокоиться и немного пошагать. Это особенно актуально для легковозбудимых лошадей.

Серии менок

Задача усложняется по мере продвижения от одиночных менок к сериям менок через несколько темпов галопа. От талантливых семилетних лошадей можно ожидать корректного выполнения трех менок в три темпа, но не более того и только в том случае, если базовая работа по подготовке этого элемента была проделана правильно.

Всадник должен помнить, что без поддержания правильного собранного галопа сделать хорошую серию менок невозможно. Кроме того, не нужно пытаться делать сразу несколько дел одновременно: возвращать лошади прямолинейность, сохранять выбранную скорость движения и при этом еще пытаться делать менки. Если лошадь отвлеклась, что привело к ухудшению качества галопа, нужно забыть про менки и начать с восстановления желаемого аллюра.

Менка в темп

Классическим объяснением сложности выполнения менки в темп является отсутствие темпа галопа между менками. Действовать нужно очень быстро, и на уровне подсознания: внешняя нога – новая внешняя нога, новая внешняя нога и одновременно внешний повод. Когда всадники начинают пробовать делать менки в темп на опытной лошади, которая уже умеет их делать, то, как правило, они шокированы скоростью, с которой все происходит. Лошади не могут читать мысли, и если всадник не проявляет достаточно сноровки, то даже от самого искушенного опытного коня он сможет добиться максимум двух менок в темп подряд.

Что касается обучения молодых лошадей, то в зарубежной практике обучение менкам в темп занимает не один год, причем оно вводится постепенно и строго дозированно. Лошади, которые имеют меньше природного импульса и движения вперед, как правило, испытывают больше трудностей при обучении менкам в темп.

Хитрости всадника

Существует много подводящих упражнений, например, во время менок в два темпа по диагонали в начале или конце диагонали можно попросить лошадь сделать менку в темп. Реакция лошади бывает разной – от полного непонимания требования до небольшой серии из правильных менок. Упражнение «менка в два темпа-менка в темп» является хорошим подводящим упражнением, после которого можно переходить к трем менкам в темп – направо/налево/направо. Внимательно следите за лошадью, и как только у нее получится это упражнение, немедленно похвалите ее и закончите урок.

Типовые ошибки

При обучении лошади и начинающих спортсменов менкам существует несколько типовых ошибок, которые могут встать на пути к идеальному выполнению этого элемента.

Несогласованное применение средств управления, или слишком резкое воздействие всадника могут привести к тому, что лошадь начинает нервничать и горячиться. Лучшим «лечением» этой проблемы является перевод лошади в шаг, что даст всаднику возможность заново сконцентрироваться и вспомнить, что нужно делать при менке. Затем нужно поднять лошадь в галоп и постараться снова выполнить упражнение.

В том случае, если лошадь пытается самовольно менять ногу, то нужно вернуть ее на галоп с нужной ноги, не давая ей проявлять ненужную инициативу. Если лошадь меняет ногу, но делает это со слишком малым захватом пространства и при этом нарушается плавность и поступательность движения, то для начала следует понять, готова ли лошадь к менкам, может ли она сохранять активный и сбалансированный галоп по прямой? Если лошадь этим требованиям удовлетворяет, то при менке нужно энергичнее продвигать лошадь вперед, при этом руки ни в коем случае не должны блокировать движение.

Если лошадь опаздывает поменять зад, то это тоже признак несогласованного действия шенкеля и повода. Сходный эффект можно получить, если при подготовке к менке подавать корпус вперед или отрывать седалище от седла. Помните, во всех упражнениях сначала работает шенкель, шлюсс, поясница, и только потом рука с поводом! Нужно стремиться к тому, чтобы перемена ноги делалась от шенкелей при почти полностью пассивном положении повода.

Удачи в подготовке и выступлениях!